Молодежь Узбекистана 26 июня 1998 г.
Чимган-ЭКО-98. Почувствуйте разницу
Ташкентский бард Виола задавала вопросы участникам проведенного
недавно фестиваля "Чимган-ЭКО-98".
Вопросов было три:
1. Что вам дал прошлый фестиваль ?
2. Что вы ждете от этого ?
3. Что такое настоящий бард ?
Опросила я человек 15 бардов. Больше просто не было. Прошлогодний
фестиваль не дал никому ничего. От этого же все ждали погоды, отдыха и
общения. В этом плане надежды оправдались.
С настоящими бардами оказалось сложнее. Некоторые цитировали
словари, выясняя - как это у Ожегова и как это у Даля, выбирая
наиболее холуйские значения. Были и парадоксы типа: "Настоящий бард -
это имярек, потому что он не поет ни одной своей песни из уважения к
жанру, в который он не внес вообще ничего".
Ответа "я, например" никто так и не дал. В общем-то все сходились
на том, что просто бард - он просто поет, а настоящий бард поет для
других...бардов. Откровенно говоря, грустно.
Лично мне очень многое дал и позапрошлый и, я надеюсь, даст этот
фестиваль. Я целых два года жила только своим творчеством, и сейчас
живу, просто еще источники появились - Клуб вот открыла, впрочем, это
тоже благодаря фестивалю. В чем же дело, почему у меня получается, а у
них нет ?
Назвать бардов пассивными как-то не получается, но кассеты
продавала я одна, а запасы текстов песен, кроме меня, были только у
Виктории Мурадян. Мне кажется, дело тут не в пассивности бардов, а в
том, что все три года я играла против фестиваля. Мне отключали
микрофон, делали из меня отрицательный персонаж...Как же можно
умудриться так организовать фестиваль, что играя против него,
получаешь по максимуму, а играя на его стороне, никаких перспектив,
кроме хорошей погоды, которая когда-нибудь где-нибудь наступит ?
А ведь были же на фестивале яркие личности. Нет, нет, я не про
себя. Это само собой разумеется. А когда столько интересных людей
собираются в одном месте, сделать что-то интересное, как мне кажется,
совсем не трудно. Ну а если есть интерес, его всегда можно с
ИНТЕРЕСОМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ. У Юрия Сучкова, например, есть песня "Жвачка
Стиморол", напиши еще кто-нибудь песню о том, что ему никакой разницы
- "GALA" у него или кто-то там еще - и качай деньги за рекламу. А там
можно и запись организовать, и концерты, и книжки, и плакаты. И когда
у авторов появится какая-либо перспектива, кроме хорошей погоды, то за
эту перспекитву их вполне можно заставить поработать на тех людей,
которые в этот фестиваль вложили деньги.
Приведу пример. Часовая телевизионная программа позапрошлого
фестиваля транслировалась четыре раза и, кстати, с рекламными щитами
спонсоров. На прошлом фестивале рекламные щиты тоже были, их вроде бы
как и снимали, но не особенно транслировали. В этом году ни щитов, ни
съемки. Зато полное опрадание надежд бардов относительно хорошей
погоды. А ведь хуже петь не стали, петь стали лучше ! Авторы сделали
все, что смогли, - они написали много хороших песен, но чтобы
организовать зрелищность, одних хороших песен мало, надо работать и
организовывать, но организовывать не авторам, а организаторам.
Организаторы, впрочем, были рады, что он вообще получился, и
сами, похоже, не понимали как. На вопрос "что вы ждете от нынешнего
фестиваля ?" многие ответы начинались: "Ну если это фестиваль, то..."
Иногда смеялись, впрочем, это тоже ответ.
Конечно, были и хорошие ответы. Тимур Валитов - президент самого
многочисленного в Ташкенте клуба авторской песни "Арча" сказал, что
настоящий бард - это большая загадка, это личная тайна души и
необъяснимое явление..."
Владимир Баграмов: "Настоящий бард - это человек, который
опережает свое время". Впрочем, учитывая замечание Т. Валитова, что
уже несколько лет фестивали идут по ниспадающей, то барду лучше такое
время не опережать.
|