Фестиваль-шоу
Думаю, что сейчас я могу открыть некоторые секреты. Секреты своей
работы, я имею ввиду. Причина вовсе не в том, что мне уже нечем
пробудить интерес слушателей. Просто на Фестиваль-шоу-1997 мне не
удалось их скрыть. Даже Леша - и тот догадался, что это р а б о т а.
В таких случаях лучше сразу признаваться: Да, так оно и есть.
Я говорю не о завоевании дешевой популярности путем скандалов.
Этого я никогда и не скрывала. Если уж Мадонна и Майкл Джэксон
поддерживают свою популярность скандалами, то уж мне, живущей гораздо
беднее вышеназванных особ, сам бог велел.
В оправдание могу сказать лишь то, что я никогда не устраиваю
скандалы сама, я просто не отказываюсь от предоставленной возможности
и всегда с готовностью поддаюсь на провокации. Причина здесь не в моих
высокоморальных качествах, а в том, что возможностей мне предосталяют
более, чем достаточно. Я могу совершенно спокойно спать ночами, не
мучаясь угрызениями совести.
Так вот о секретах
Для того чтобы чего-то достичь, нужно добиться прежде всего чтобы
события происходили вполне определенным образом.
Вот мне, например, нужна и з в е с т н о с т ь. Нужна не для
выпендрежа, а чтобы разорвать замкнутый круг: "Люди не ходят на мои
концерты потому, что не знают как я пою. И не знают как я пою, потому
что не ходят на мои концерты. Можно, конечно, писать, писать и
писать...Но б а р д - это не тлько поэт, но и артист, и ему нужны
накрутки зрителей - их поддержка, их любовь, их желание тебя
выслушать. Без этого просто не пишется или пишется плохо. Да и в конце
концов, не получая откликов о своем творчестве, можно уйти в такие
дебри, от которых ты в восторге, но которые на хрен никому не нужны. Я
знаю большое количество людей, которые пишут давно и хорошо, но знает
их только узкий круг. Это страшно. Хотя бы потому, что стихи хорошие,
и могли бы улучшить вкус и поднять настроение очень многим людям. Мне,
кстати, постоянно предлагают такую возможность, но мало кто знает, что
15 лет подряд я только этим и занималась, и только последний год мне
удалось вырваться из этого круга. Кстати, качество стихов от этого
только возросло.
Я могу быть сколь угодно в восторге от своего творчества, но
только когда я вижу реакцию зрителей, а не одного зрителя, зрительской
массы очень разной, и за счет этой разности абсолютно объективной, я
просто понимаю, насколько мой вкус соответствует тому, что
действительно людям надо. Им, конечно, нужны очень разные вещи, но эти
разные вещи друг друга нейтрализуют, и остается то одно, что надо
абсолютно всем (и мне в том числе) - хорошие стихи.
Один в восторге от того, что я кричу, другой - от того, что я
скулю. Но и тому и другому нужна хорошая поэзия. Тут они будут
единодушны. И, работая со зрительской массой, которая впридачу еще
заплатила деньги и вправе требовать отдачи, я никогда не смогу
сориентироваться на желания и комплексы.
В стихах, конечно, каждый видит свое и ему требуется свое, но
хорошие стихи нужны всем. Поэтому нет смысла в двух, трех и даже
четырех песнях. На своем концерте я пою их штук 50. И каждый в
восторге. Но запоминают они 2-3. И у всех они разные. Есть, конечно,
хиты, которые нравятся всем, они служат ориентиром моего дальнейшего
творчества.
Но я о чем ? О том, что писать стихи - одно, а собрать всех этих
людей в одном месте и заставить себя слушать - другое. Ну сами
подумайте, зачем им надо - они ж тебя не знают. Ну спел ты на каком-то
коллективном концерте 2 песни. Ну какой шанс из того, что зрителям,
которые, кстати, не намного больше, чем бардов, понравятся именно эти
2-3 ?
Вы поймите, мне же нравятся ВСЕ мои песни. Я же не пишу тех
песен, которые мне не нравятся. Ну где гарантии, что я угадаю ? А если
еще зрители пришли бесплатно. Хотя бы за возможность воспользоваться
халявой. О родственниках я и не говорю. Нужен какой-то внешний толчок,
чтобы собрать этих людей вместе и заставить себя слушать. Только
услышав, они могут тебя полюбить или освистать. Кстати, хорошие песни
доходят не сразу, и одного раза собрать их (зрителей) будет
недостаточно.
Что это за внешний толчок в общем-то известно: деньги, связи,
спонсоры. Хорошо, если было бы известно, где все это взять. Кстати,
деньги нужны очень и очень большие, зарплатой тут не обойдешься.
Поэтому приходится добиваться другим способом. А для этого необходимо,
чтобы происходили вполне определенные события. А как это сделать ? Они
же происходят, ну черт бы их побрал, как хотят, так и происходят !
Интриговать я не то, что не умею. Ну просто есть достаточно
людей, которые делают это гораздо лучше меня. Денег, как я уже
говорила, у меня нет. Поэтому приходится рассчитывать на вполне
определенные качества: трусость, подлость, жадность. Только не
подумайте, ради бога, что я так не люблю людей, что они не обладают
качествами прямо противоположными, как то: смелость, доброта,
честность, порядочность. Хороших людей больше, чем плохих. Это не
утешение, это правда. Но плохие, ну скажем так, активнее что ли.
Добрые-то сколько раз по башке получат за свою доброту, а этим же
ничего не приходит, да и не жалко их, если уж на то пошло. Объяснюсь:
я не провоцирую их на эти качества. На всю эту гнусность можно
спровоцировать даже очень хорошего человека. Не провоцирую, конечно,
прежде всего потому, что у меня нет никаких проблем с людьми, которые
творят подлости без всякой на то провокации. К сожалению, иногда я
проигрываю.
Вот об этом случае я и хочу рассказать. История эта долгая, так
что приготовьтесь слушать.
Первый раз микрофон мне отключили на Чимганском фестивале 1995
года. Я просто честно сказала со сцены о жюри то, что наши
мужественные мужчины говорили (предварительно оглядываясь) возле
костров. Я все-таки надеялась, что меня поддержат, потому что защищала
я ИХ прежде всего. Мне лауреатство уже обещали. Но поддержали они не
меня, а сплетню о том, что я вылезла пьяная на сцену. Хотя они
прекрасно знают, что я не пила, не пью и пить не буду. Сами мне
предлагали и говорили: "Что же ты, дура, отказываешься ?".
История эта меня вышибла на год. Я не могла ни писать, ни петь,
ни приходить больше в клуб. Но я не собиралась отказываться от борьбы.
Я прекрасно знала, что меня ждет в результате. А что меня еще может
ждать, кроме очередного выключения микрофона ?
Поэтому я предусмотрела ситуацию, а предусмотрев, смогла
воспользоваться. Микрофон, конечно же, отключили, но это была уже
ИЗВЕСТНОСТЬ. Я смогла ею воспользоваться: провела 15 концертов,
продала 159 кассет, обо мне написана куча статей, сама писала статьи,
были программы на радио, TV, всего не перечислишь. Это не благодаря
скандалу, заметьте. Зрители после этого отключения подошли ко мне и
признались:
- Если бы ты сделала как они хотят, мы бы тебе руки не подали.
Кстати, за что я борюсь ?
Всего лишь за право петь свои лучшие песни. Постараюсь объяснить
ситуацию. Есть бырды, и у бардов есть хорошие песни. Но поют они со
сцены плохие. Почему? Фестиваль 1996 года был просто наводнен
спонсорами. А чем можно купить спонсора? Только тем, что твой человек
получит какое-то место. Но кем бы ни были люди спонсоров, барды имеют
все-таки больший исполнительский опыт. Поэтому им и говорят: "Пойте
то-то и то-то", и называют самые слабые их песни, - "Иначе вам
лауреатства как своих ушей не видать".
Результат налицо: из 20-ти участников - 10 лауреатов и 10
дипломантов, но спонсорские протеже на этом фоне выглядели совсем
неплохо. Кто же проиграл ?
Проиграли ЗРИТЕЛИ. Они в отличие от спонсоров заплатили большие
деньги (спонсоры тоже заплатили, но они побогаче, вообще-то будут). И
вот им за их деньги спихивали гнилой товар, и все это прекрасно
видели. Ведь на фестиваль ехали люди, которые прекрасно знали , какие
песни есть у того или иного автора. Я же пела то, что считала нужным.
Естественно, на общем фоне я смотрелась и хорошо смотрелась. Но если
вы меня обвините в том, что я воспользовалась... Зрители в общем-то
все поняли, поддержали. И на первом моем коцерте, организованном сразу
после фестиваля, телевидение было слегка шокировано, увидев толпу,
которая вломилась в зал, захватила все места и расселась на
подоконниках.
Обычно на бардовском концерте считается удачей, когда двое бардов
приводят одного зрителя.
В общем, дело пошло и хорошо пошло, и мне даже удалось
зарабатывать на жизнь своими концертами.
И вот приближается фестиваль-97. Ждут барды и устроители, и
зрители тоже. Но как, извините, добиться третьего выключения
микрофона, если тебя уже сравнивают с Жириновским, которому любой
скандал на пользу. А попробуй не отключи. Предала, скажут, наши же
интересы. Пошла на поводу у устроителей. Сдалась.
История повторяется дважды - сначала как трагедия, затем как
фарс. Было уже и то и другое. Ну как, извините, добиться третьего
отключения, если благодаря моим историям про то, как мне удалось
чего-то достичь блоагодаря отключению микрофонов, половина бардов спит
и видит, как ей тоже отключают.
Собственно, задача распалась на две:
1) Чтобы отключили мне;
2) Чтобы не отключили кому-то другому.
Очень сложная задача хотя бы потому, что многие барды увидели,
что борьба с устроителями гарантирует поддержку зрителей. То, что
кроме этого еще желательно хорошо петь, до них, естественно, как-то не
дошло.
Как я уже говорила, в таких случаях лучше рассчитывать на самые
низкие человеческие качества. Техническую сторону дела оставим в
стороне. Пускай люди думают, что живут в чистом и прекрасном мире. В
конце концов каждый имеет право немного помечтать.
Но я проиграла. Проиграла потому, что ошиблась. Я в общем-то
расчитывала на средний уровень подлости. Но оказывается, барды, поэты,
творческие люди - это люди настолько высоких моральных качеств, что
любой подлец, затесавшийся в их среду, чувствует себя сверхвольготно.
В любом другом месте ему давно бы уже настучали по башке, поставили бы
на место. Здесь же он может подличать и накручивать подлость сколько
душе угодно. Нет того сдерживающего фактора. Занимайся он продажей
сигарет, уже бы давно пришла мафия и убила бы его. Сделай он эту
подлость в каком-нибудь госучреждении - да выгнали бы его, кто он
такой, в конце концов?! Барды же избегают конфликтов. После ругани
как-то не пишется.
Короче, я недоучла этот фактор и получилось так, что я немного
переиграла. Я-то расчитывала, что мне микрофон выключат 1 раз, а мне
его выключали раз 15. Как мне этого удалось добиться - сама удивляюсь,
но тем не менее факт остается фактом. Я переиграла, и этим
рассекретила свою игру. Всем просто стало ясно, что я р а б о т а ю.
Конечно, в этом есть и положительная сторона, хотя бы то, что
наконец-то могу написать обо всем, поделиться секретами мастерства. Но
как бы то ни было, я совершенно не представляю, что мне делать на
следующем фестивале. Ну фантазии не хватает что-то придумать. А к
таким вещам надо готовиться заранее.
|