Пропаганда НПО через СМИ или наоборот

В январе 1998 г. в Американском фонде "Каунтерпарт Консорциум" проходил семинар для НПО - НеПравительственных Организаций на тему: "Пропаганда НПО через СМИ". В течение 2-х дней ведущие (Саша, Миша, Таня) делились с представителями НПО "своим" американским опытом работы. Все бы хорошо, да никто из них не сказал, как этим опытом воспользоваться. Более того, ни одного удачного примера его использования я так и не добилась. Конечно, Америка, используя этот опыт, слов нет, стала великой страной. И сейчас, будучи великой страной, пытается произвести еще несколько великих стран, этим опытом поделившись.
Но для начала расскажу, как я там очутилась. Довелось мне давеча открыть Английский клуб. С чего это на меня нашло - сама удивляюсь. Он, конечно, не совсем английский. Нет там ни камина, ни каминной полки, ни карточного столика, ни Патрика привратника, Бинга-Бонга, Темзы и прочих прелестей. Но говорить в нем можно только по-английски. Естественно, он нуждается в рекламе. Ну рекламу в Америке я организовала без особых проблем, а вот с Ташкентом были определенные трудности. Да еще наши клубные разорались: - - WЕ WANT A SPONSOR ! WЕ WANT A SPONSOR ! (Спонсора хотим !). Я, конечно, посопротивлялась. Неприлично мне, молодой девушке думать о спонсорах. Но потом все-таки пошла к одной очень опытной даме и посоветовалась с ней. - Ну что ж, Вы, милочка, - сказала мне опытная дама,- так оплолшали ! Непременно дайте им спонсора, раз они просят. У каждой общественной организации должно быть помещение, телефон, символ, название, хотя бы один член и спонсор. Непременно найдите им спонсора. Только повторяю, мой Вам совет - Если речь пойдет о деньгах - отказывайтесь, сразу отказывайтесь. Ну там $1000, $2000. Вообще ни копейки ему не платите ! Лучше сразу ищите другого. Они непременно должны где-то быть, уверяю Вас. Так что,запомнили, милочка ? 500 сумов - это максимум, что Вы можете ему дать. Опыта поиска спонсоров у меня не было. Правда, когда у моей подруги потерялся щенок, она дала объявление в газету, а потом нашла его на помойке.
Надо сказать, с газетами я сотрудничаю давно и успешно, но как-то бессистемно, поэтому когда мне предложили приобрести теоретический опыт в "Пропаганде НПО через СМИ", я решила, что отказываться не стоит. Во-первых, бесплатно, во-вторых, в свой предыдущий семинар я познакомилась с кучей интереснейших людей. В-третьих, наши НПО отличаются от импортных прежде всего наличием огромнейшего количества проблем, не имеюших с направленностью НПО ничего общего. Но проблемы эти - общие для всех. И когда куча людей с одинаковыми проблемами собирается вместе, то если они их и не решат, то поймут, что не одни они такие. Надо сказать, что из всех участников семинара я нахожусь в наиболее выгодном положении, и если у меня ничего и не получится, то уж разговоры на эту тему в клубе я всегда обеспечу. А Клуб в общем-то и существует ради разговоров. Он так и называется - Клуб Разговорного Английского Языка. Утешая себя этой и подобными мыслями, я перешагнула порог зала для семинаров и сразу услышала такое, что лучше бы сразу пошла на помойку.
Сначала нас всех тонко навели на мысль, что НПО не умеют работать со Средствами Массовой Информации, с чем, в обще-то грех не согласиться, хотя, конечно, относительно себя у меня было иное мнение, с которым я не преминула поделиться. Потом долго расписывали свою любовь к СМИ, отнеся туда, кстати, в доску массовый INTЕRNЕT. Тут у меня тоже было свое мнение, которое я тоже, естественно, высказала.
Так вот полное название семинара: "ПРОПАГАНДА НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ"
Признаюсь, я откровенно недолюбливаю и НПО, и СМИ, и "через" . Но свое мнение ни от кого никогда не скрывала - в том числе и от самих НПО и СМИ. Причем, в НПО говорила, что недолюбливаю НПО, а в СМИ говорила, что недолюбливаю СМИ, а не наоборот. Ведущие же - Саша, Миша, Таня буквально захлебывались от любви к СМИ, но при этом давали такие макиавеллиевские рекомендации. Короче, начинаю говорить серьезно. Когда каким-то похабным примитивным, действующим на уровне инстинктов, способом рекламируют, например, стиральный порошок - это можно понять и простить, - какая в конце концов разница, чем стирать - они и так все одинаковые,да и люди чище будут. Но когда подобные же методы предлагают для рекламы наших немногочисленных НПО, то как-то не по себе становится. Апеллируют, конечно, к тому, что методика - Американская, ну и ехали бы в свою Америка, Впрочем, сами ведущие из Коканда.
Общественные развлечения американцев столь многочисленны и разнообразны, что там на полном серьезе существует "Общество защиты клопов" и "Общество защиты Стареющих джентельменов от декоративных кактусов". В "Обществе плоской земли", например, 121 человек. Ну а всяких там фэнов, мэнов, пэнов - что собак нерезанных.
Я достаточно тесно знакома с Американской культурой (у нас в клубе идет постоянная переписка по е-mail) и знаю, что в Америке совершенно серьезно издаются книги "Как сбыть залежалый товар", "Как собрать компромат на своего шефа". Недавно вообще вышла "Преступление как вид искусства". И книга написана в тюрьме, куда автор попал, понятное дело не за орфографические ошибки. Да что там Америка ! Одной прессы у них - в НьюЙорке одних только китайских газет выходит штук 60 в день. Выгнали тебя из одной с твоим китайским прожектом, приходишь к еще более китайским конкурентам и говоришь: "Угадайте, откуда это я ? Я от ваших конкурентов. Они меня выгнали, значит, вам я нужен. Везде я за этот прожект просил миллион, а у вас прошу всего 100 тысяч и впридачу один даю бесплатно в подарок: "Зачем вам худеть без проблем ?"
Ой, о чем это я ? А-а-а неправительственные организации ? Общество бывших любителей длинношерстных кошек. Фонд помощи самозаразившимся учителям биологии. Ну и дураку же понятно, что кто-кто, а эти жулики как никто нуждаются в рекламе и подобных рекомендациях. Для них они там в Америке и выпускаются. А у нас ? Ну кто пожертвует деньги на памятник погибшему таракану ? Не так уж много у нас неправительственных организаций, а те, что есть, кстати, занимаются вовсе не выращиванием длиннохвостых хомяков и борьбой за права пользователей шампуня фирмы "Шестой разум".
Конечно, половина НПО существует только для того, чтобы получить грант, но ведь есть же и вторая половина со своими проблемами, серьезными проблемами. И едва ли их будут серьезно воспринимать, если они будут пользоваться гербалайфовскими методами рекламы (ведущие, впрочем, называли это "затравкой"). А уж надеяться на эти НПО и вовсе никто не будет.
И мною и обо мне уже 21 статья выродилась и еще 3 в работе. А работай я с прессой, как рекомендуют ведущие семинара, была бы одна, да и то такая, после которой журналисты бы меня убили бы где-нибудь за то, что на них проезжаюсь. Ну давайте в конце концов серьезно ! Да я не в восторге от многих наших газет. Но я с ними сотрудничаю, работаю и честно работаю. А не, выставляю кусок получше, пряча дыру под прилавок. Они же полюдно изливая любовь к нашей прессе, считают себя вправе ее откровенно дурачить. ПРИМЕРЫ ? Сколько угодно !
Когда я приношу статью в газету, меня первым делом спрашивают, не носила ли я эту же статью в другие газеты ? Откровенно говоря, не так уж много шансов, что мою статью напечатают, но тем не менее во все газеты я ношу разные статьи. Не так уж в конце концов и трудно поработать.
А вот Чимганский фестиваль, прошедший сразу после этого семинара. В восьми (8) ташкентских газетах появляются 8 абсолютно одинаковых статей, подписанных, естественно, разными именами, но имеющие к данному семинару самое непосредственное отношение. В "ПрессТИЖ"е после этого так и сказали: "Мы с этими, которые с рогами, которые говорят "ме-е-е" больше не работаем". Это не мои слова, а слова журналистов "ПрессТИЖ"а, что "Нас обманули". В общем-то статья хорошая, жизнеутверждающая, задорная такая, знаете, оптимистичная, чего, конечно, никак нельзя сказать о проведенном фестивале (писали, кстати, сами устроители фестиваля). Я после этого пришла в "Молодежку" и сказала: "Ловко они вас, а?" И что вы думаете, - напечатали мою статью, прямо противоположную по содержанию. Конечно, влияния моего хватило только на одну газету, но сейчас по прошествии полугода кто-нибудь вспомнит их статьи ? А мою, между прочим...Впрочем, скромность - не единственное мое достоинство.
ПРИМЕРОМ же того, что мой опыт работает является тот факт, что в Ташкентской прессе напечатана 21 моя статья, из которых 6 - после семинара. Я, кстати, не журналист, и никакого БЛАТА у меня в газетах нет.
Что касается ведущих семинара, делящихся своим опытом работы с СМИ, я спросила, напрмер, одного из них - Александра Чуева:
- Александр Чуев, сколько у тебя статей опубликовано?
- Что-то около 10, - ответил Александр Чуев, - Что же я их таскать что ли должен ?!
Таскать ты их вообще-то должен, иначе зачем писал ? Неужели он помнит содержание всех газет в течение полугода ? Попробуй я не таскай свои статьи, любой разговор с них начинается и ими заканчивается. Именно в этом, кстати, и заключается использование опыта работы с Прессой.
Что касается Александра Чуева, то если статей у него нет сейчас, то мог бы принести на следующий день или через день, на чем я настаивала, и чего он так и не сделал. Кстати, вы не подумайте, что я так пишу, от фонаря. Я побывала у директора "Каунтерпарт Консорциум"а Блейра Шеридана и сообщила, что собираюсь писать на эту тему статью, объяснила ее идею. Он согласился, что критика их организации нужна, но возразил, что ведущие очень хорошо работают с людьми. Не знаю, каких людей он имел ввиду, со мной они работать так и не научились.
И еще, разве умение работать с людьми дает право гнать всякую, извините, туфту ? А если он, положим, известный карманник и обладает врожденным даром красноречия и в зоне, где он сидел, у него были сотни слушателей, может его тоже пригласить на роль ведущего семинара "Фандрейзинг: привлечение ресурсов для деятельности НПО" ?
Я, кстати, попросила директора привести пример советских спонсоров. Пример, который он мне привел, относился к Ассоциации Анонимных Алкоголиков, аренду помещения для которой оплатила Частная Юридическая Фирма. Алкоголики оказались жутко анонимными потому, что не ответили ни на один из 8 звонков, которые я не поленилась сделать. А вот насчет спонсирования, мне сказали , что они просто делятся помещением. Все бы замечательно, но юридические фирмы по Закону Узбекистана, за аренду не платят. Они, конечно, делают очень благое дело, но со спонсированием это благое дело ничего общего не имеет. "Спонсор" - по определению - тот, кто дает деньги.
И еще, почему я статью пишу сейчас о семинаре, который прошел 10 месяцев тому назад. Дело в том, что когда меня выгоняли, я сказала: "Мы посмотрим, кто прав, время покажет, кто из нас умеет работать с прессой". И знаете, оно (время) показало. После семинара я напечатала 6 статей. У всех слушателей семинара вместе взятых вышло чуть больше. И причина тут вовсе не в том, что я умею работать с прессой. Дело, как мне кажется, в элементарной порядочности и честности, ну и, конечно, в моей скромности, тихости и ненавязчивости.
Кое-какие практические знания я все-таки получила Ну например, делюсь с читателями, как заполняется ПРЕСС-РЕЛИЗ. Вот как это выглядело:
1) Берете пресс-релиз в левую руку
2) Кладете его на край стола так, чтобы поверхность пресс-релиза была параллельна плоскости стола . Пресс-релизом называется лист белой чистой бумаги размером 294*213 мм.
3) После чего берете ручку в правую руку и
4) Вот здесь пишете название вашей организации. А вот здесь в 4-х словах кратко, сжато и обязательно с юмором пишете цели, задачи, принципы и генеральное направление вашей деятельности. Вот здесь ставите подпись. Подпись должна быть без завитушек и достаточно разборчива. После чего несете в газету. Они обязательно должны это напечатать. Если же они по какой-то причине это не напечатают, берете другую Общественую Организацию, заказываете для нее фирменный бланк, используете его для следующего пресс-релиза, для чего повторяете пункты 1)-4). При этом название организации и цели надо сменить, а подпись и число оставить теми же самыми, если, конечно, все это удалось сделать за один день. Впрочем, подпись можно и...
Так о чем это я ? Речь идет не о низком профессиональном уровне и отсутствии опыта у ведущих. Уровень у них вполне достаточный, не знаю, как с СМИ, а с нами они работали очень грамотно. Кормили, ну как тут поругаешься после того, как тебя облагодетельствовали ? Я, надо сказать, уже знала об этом и ела свое. Опыт у них тоже достаточный - российский, казахстанский, американский, и хоть ни одного примера, касающегося жизни нашей Республики, сколько я ни пыталась от них добиться, они так и не привели, было во всяком случае видно, что они пытаются это сделать. Речь идет как ни странно об этике. У меня тоже есть небольшое педагогическое образование и нереализованный педагогический потенциал, как и у ведущих, поэтому попытаюсь их учить (в конце концов - почему им можно, а мне - нет ?)
Ну нельзя, понимаете, нельзя подходить с одной меркой к продаже китайских неизвестно чего молотилок и созданию лица Неправительственной Организации. Перед людьми стыдно в конце концов ! А что касается американского опыта, то опыт всякий есть. И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за его применение несут не американцы, и даже не устроители семинара, а те, кто этим опытом будут ПОЛЬЗОВАТЬСЯ.
И еще. Семинары, конечно, - очень нужное и важное мероприятие, но сколько можно учить в конце-то концов ? Проблема же не в том, что кто-то чего-то не знает !
Вот семинар, объясняют женщинам их права. Да можно подумать проблема - эти права узнать ! Возьми брошюрку и прочитай. Но вот как ими ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ? Ну придет такая вот к начальнику и заявит о своем праве. Угадайте, доживет ли она до следующего сокращения ? У начальника своих проблем не меньше. Кто-то должен работать. А в штате - одни женщины и у всех - права.
У меня вот, например, есть право пользоваться ресурсами Ресурсного Центра поддержки НПО в "Каунтерпарт Консорциум"е. Ну и как вы думаете, сколько нервов стоило мне и не только мне, но и тем, кто эти ресурсы распределяет, этим правом воспользоваться ? Даже к Директору ходила. Ведь не надо быть особенно умным, чтобы понять, что НПО не пользуются услугами СМИ, потому что не знают, как это делать. Я, например, пользовалась, хотя никаких семинаров не проходила. Чего нельзя сказать о ведущих, которые прекрасно знают, как пользоваться, но почему-то свое умение не применяют на практике.
Почему же может существовать СИСТЕМА, которая не работала, не работает и заведомо работать не будет ? Объясняю: потому что она удовлетворяет всех:
- Она удовлетворяет высокое американское начальство потому, что система делится американским опытом, после чего Америка сможет наконец-то уважать себя.
- Она удовлетворяет директора потому, что не создает никаких проблем, типа меня.
- Она удовлетворяет ведущих, которые реализовывают свой невостребованный педагогический потенциал и чувствуют свою причастность к великой американской мечте. Они - прекрасные ребята. К ним приходят слушатели, - тоже замечательные ребята и все друг от друга в восторге.
- Она удовлетворяет НПО - слушателей семинаров. Этим, повторюсь, замечательных ребятам, тоже хорошо - выполнил какой-то ритуал, продемонстрировао приверженность великим американским ценностям - и и твои шансы на грант значительно повышаются. То, что кукушка хвалит петуха, петухи захваливают кукушек, - все довольны, все счастливы. Happy Еnd. А то, что гранты в этих условиях получают только те, кто выпендривается,а не работает, так можно подумать,есть такие, кто работает.
Вы знаете, есть ! Есть и много. И работают сами, на свои средства, жертвуя тем немногим, что имеют, но видя такую вот систему отношений, в лавочку подобного рода они не пойдут. Я, например, пошла вовсе не для того, чтобы работать с СМИ. Мне нужны контакты с людьми потому, что только за счет этого и существует мой Клуб. Ну а игру "Скажи тете "спасибо"" я проходила еще в комсомоле и больше в нее играть не намерена.
Итак, суммируя все вышесказанное о системе. В общем-то это самый простой способ удовлетворить ВСЕХ. То, что это одновременно и самый пустой и никчемный способ, доходит далеко не до всех и не сразу. Естественно, преимущество в этой структуре получают не те, кто работает, и не те, кто живет, а те, кто беспроблемно и бесконфликтно существует. Это, конечно, несколько расходится с теми правилами, которые положены в основу деятельности фонда "Каунтерпарт Консоциум", но пойди ты разбери это все это из Америки. Хорошо же всем, чего же желать лучшего ?
Кстати говоря, готовя эту статью к печати, я поругалась в 2-х журналах. Именно это является моим умением работать с Прессой. (И как бы я ни ругалась с журналистами, мне необходимо, чтобы меня воспринимали серьезно, и что самое главное - сохранение рабочих отношений с журналистами). Если бы я выполняла рекомендации, полученные на семинаре, статья бы вышла в одном журнале, я бы не ругалась. Надо ли объяснять, что бы там было написано ?
Объясняю для тех, кто не понял: если вы поставите себе целью напечататься любой ценой, вы это, безусловно, сделаете, но ведь надо же добиться и своей цели !
И еще о журналистах. С журналистами я ругалась, ругаюсь и буду ругаться. И они, я думаю, со мной - тоже. У меня в конце концов свои цели, мне надо нести правду о Клубе, а журналисту надо, чтобы и материал был интересным, и по теме, и чтоб было, что ответить Главному , когда он спросит, почему именно это напечатали ? Любая статья - это поиск компромисса, но компромисс может быть достигнут на разных точках. Компромисс типа: "Мы вот это уберем, а вот это сгладим", - тут действительно никакой ругани не требуется. Когда же решается вопрос: "Мы вот это подчеркнем, а вот это добавим", - тут без конфликтов не обходится. Но чтобы добавить, надо чтобы было что добавлять. У нас, например, в Клубе столько событий, что они не вписываются в одну статью. Если же цель НПО - получение гранта, а они, кстати, так и говорят: "Мы работаем, вот грант получили", то каких-то событий тут требовать, скажем так, неприлично. Поэтому бесконфликтная ситуация устраивает, в общем-то многих : и прессу, и НПО, но вот читателей, читателей жалко.

Viola

"Инициатива" # 5, ноябрь 1998 г.

- С газетами я сотрудничаю давно и успешно, но как-то бессистемно, поэтому когда мне предложили приобрести теоретический опыт на семинаре в Каунтерпарте, я решила, что отказываться не стоит. Во-первых, бесплатно, во-вторых, на предыдущем семинаре я познакомилась с кучей* интересных людей. В-третьих, наши НПО отличаются от импортных прежде всего наличием огромнейшего количества проблем, не имеюших с направленностью НПО ничего общего. Но проблемы эти - общие для всех. И когда куча людей с одинаковыми проблемами собирается вместе, то если они их и не решат, то поймут, что не одни они такие.
На семинаре сначала нас навели на мысль, что НПО не умеют работать со средствами массовой информации, с чем, в общем-то грех не согласиться, хотя, конечно, относительно себя у меня было иное мнение. Потом долго расписывали свою любовь к СМИ, отнеся туда и Интернет.
Признаюсь, я откровенно недолюбливаю и НПО, и СМИ. Но свое мнение ни от кого не скрываю. Ведущие же буквально захлебывались от любви к СМИ, но при этом давали такие макиавеллиевские рекомендации.... Когда примитивным, действующим на уровне инстинктов способом рекламируют, например, стиральный порошок, - это можно понять и простить. Но когда подобные же методы предлагают для рекламы НПО, то как-то не по себе становится. Апеллируют к тому, что методика - американская, ну и ехали бы в свою Америку. Впрочем, сами ведущие из Коканда.
Неправительственные организации ? Половина из них существует только для того, чтобы получить грант, но ведь есть же и вторая половина со своими серьезными проблемами. И едва ли их будут серьезно воспринимать, если они будут пользоваться гербалайфовскими методами рекламы. А уж надеяться на эти НПО и вовсе никто не будет.
Почему я пишу о семинаре, который прошел несколько месяцев назад ?
Дело в том, что тогда, покидая семинар, я сказала: "Посмотрим, кто прав, время покажет, кто из нас умеет работать с прессой". И время показало. После семинара я опубликовала 6 статей. У всех слушателей семинара, вместе взятых, вышло чуть больше. А семинар, кстати, продолжается и на том же уровне. Так о чем это я ? Речь идет не о низком профессиональном уровне и отсутствии опыта у ведущих. Уровень у них вполне достаточный. Не знаю, как со СМИ, а с нами они работали вполне грамотно. Опыт у них тоже достаточный - российский, казахстанский, американский, и ни одного примера, касающегося жизни нашей республики.
Почему же может существовать система, которая не работает и работать не будет ?
Потому что она удовлетворяет всех. Она удовлетворяет высокое американское начальство потому, что система делится американским опытом. Она удовлетворяет ведущих, которые реализовывают свой невостребованный педагогический потенциал и чувствуют свою причастность к великой американской мечте.

Viola, руководитель Клуба разговорного английского языка

-------------------- * Сохраняем стиль автора.


След. статья   Список статей   Mark Terner on Chimgan   Perry Starkey   еще фото-альбомы   Пресса о Виоле


Copyright © 2002-2006
this page was created by  Viola   updated Mar, 30, 2006



Сайт управляется системой uCoz